Новые легковые автомобили в России продолжат дорожать в 2019 году. Как признались в беседе с Autonews.ru топ-менеджеры ведущих марок и опрошенные эксперты, никаких стимулов для замедления этого процесса, как и надежд на откат курса евро к прошлым значениям, у них не осталось.
Об этом, в частности, рассказал глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович. По его оценке, в России автомобили все еще стоят дешевле по сравнению с основными европейскими рынками, поэтому потенциал для дальнейшего роста еще есть.
«Мы все еще стараемся реагировать на курсовые колебания не так резко, но стоимость производства автомобилей тоже растет, — объяснил Озегович Autonews.ru. — Да, локализованное производство дает преимущество. Но цены на металл, пластик, нефть исчисляются в евро и долларах, и они растут.
Поэтому приходится искать баланс между потерями, которые мы готовы терпеть, и ценами на автомобили, которые россияне готовы принять. Также в начале года к стоимости автомобилей нам пришлось добавить +2%, чтобы учесть рост НДС, но это была автоматическая реакция на экономическую ситуацию».
Рубль нестабилен, господдержки не хватает
Озегович назвал 2019 г. сложным в плане продаж автомобилей. Многое в этом периоде, по его мнению, будет зависеть именно от политической обстановки, причем не только в России.
«Глобальная ситуация сейчас очень непростая — как будут взаимодействовать США и ЕС, как пройдет Brexit, как будут развиваться отношения Китая и США. Одни вопросы. И все это обязательно окажет влияние на курсы валют и цены на нефть. И конечно, важно, что будет происходить в России. В частности, с покупательской способностью.
Но при всем этом я вижу в России все шансы для экономического роста. И российское правительство может поддержать рынок. Сейчас самое подходящее время для этого — продажи автомобилей все еще невелики. Но пока предлагаемые программы стимулирования спроса скорее номинальные.
Суммы выделены совсем небольшие и распределяются они несправедливо, поэтому особого влияния на рынок в нынешнем виде эти инструменты не окажут».
В свою очередь глава марки Skoda в России Ян Прохазка считает, что ждать возвращения прежних значений курса евро и доллара уже не имеет смысла, поэтому цены продолжат все точнее адаптироваться к текущей ситуации.
«К сожалению, цены на автомобили будут расти и дальше, текущий курс рубля не позволяет надеяться, что будет лучше и появится какая-то стабильность. Много лет мы верили в лучшее, мы помнили, когда евро стоил 40 руб., и надеялись, что евро будет стоить не дороже 50 рублей.
Сейчас мы уже просто надеемся, чтобы курс не поднялся выше 75 рублей за евро. Все ресурсы, которые позволяли сдерживать цены, исчерпаны. При этом автомобили за границей стоят гораздо дороже, чем в России. Конечно, я не говорю, что цены должны сравняться, потому что в России совершенно другие зарплаты.
Но роста цен нам не избежать».
Старший вице-президент Groupe Renault и руководитель региона Евразия Николя Мор рассказал, что Renault и АвтоВАЗ учли повышение ставки НДС, в дальнейшем, по его словам, брендам придется приспосабливаться к курсовым колебаниям.
Глава Bentley в России Кристиан Шлик признался, что марка также регулярно обновляет цены, но заверил, что резких скачков в стоимости люксовых автомобилей не происходит.
Между тем источники Autonews.ru в отрасли рассказывают, что рост цен — вынужденная мера и на самом деле повышать цены никто не хочет, прекрасно понимая, как это будет отражаться на спросе. Однако ресурсов для удержания цен, а тем более демпинга, который раньше могли позволить себе Kia и Hyundai, просто не остается.
«Корейским популярным маркам в этом году придется сложнее, потому что помимо завоевания доли рынка им нужно показывать прибыль, соответственно, повышение цен может оказаться более драматичным, нежели у других брендов», — отметил один из участников рынка.
- Однако в Kia на вопросы о ценах не раз отмечали, что их стратегия — не инициировать рост первыми, а дожидаться действий конкурентов.
- Цены сдержит только конкуренция
Опрошенные эксперты и аналитики прогнозируют, что по итогам года автомобили в России подорожают не менее чем на 10%, и это только при условии стабильного курса рубля. Так, к примеру, считает генеральный директор консалтинговой компании «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер. По его мнению, цены в первую очередь будут расти в эконом-сегменте.
В свою очередь аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов главным фактором сдерживания цен называет усиление конкуренции между брендами.
«Сейчас конкуренцию во всех ценовых сегментах рынка стимулирует только снижение обеспеченного спроса, — объяснил Антонов. — Рынок сейчас очень сжат, борьба за покупателя обостряется. При этом продажи хоть и растут в абсолютном выражении, происходит это в основном за счет бюджетного сегмента.
А в этой нише сдерживание цен считается едва ли не главным инструментом в борьбе за долю на рынке. Поэтому бюджетные модели брендов Lada, Renault, Nissan, Volkswagen, Skoda, Ford, Hyundai, Kia и ряд других до конца года будут дорожать сдержаннее, чем рынок в целом.
И если в среднем автомобили по итогам года могут подорожать на 10–12%, то в бюджетном рост будет на 1,5–2% ниже бенчмарка, а в среднеценовом сегменте — на 3–4%», — полагает Антонов.
Машины уже подорожали на 5%
Основная масса автопроизводителей уже с конца января активно начала повышать цены. По данным аналитического агентства «Автостат», автомобили дорожали в пределах отметки 5%. При этом у некоторых марок зафиксирован минимальный рост на отдельные модели или комплектации.
Например, у Volvo и Kia нижняя граница повышения цен составила 0,4% и 0,9% соответственно. Примерно так же поступили Cadillac и Mazda — рост цен на их модели начался с 0,8% и 0,9%. Отдельные модели Ford подорожали на 1%, а некоторые более чем на 6%. Модели, рост цен на которые превысил 6%, есть у нескольких марок: Mercedes-Benz, Porsche, Toyota и Citroen.
Меньше всего выросли цены на Haval, Chevrolet и отечественный УАЗ — всего на 1,6 — 1,9%. Не более чем на 3% подорожали автомобили Smart, Mitsubishi, Hyundai, BMW и Fiat. Французский Renault в январе ограничился повышением цен только на два автомобиля: универсал Dokker и кроссовер Koleos. Большинство комплектаций этих моделей подорожали на сумму от 15 до 39 тыс. руб.
В начале марте настала очередь и других моделей: седанов Logan и Logan Stepway, а также хэтчбеков Sandero и Sandero Stepway. Все комплектации этих автомобилей 2019 модельного года прибавили в цене от 10 до 14 тыс. руб.
Теперь самая доступная версия седана Renault Logan 2019 модельного года оценивается в 564 тыс. руб., топовая комплектация предлагается к продаже за 825 990 руб. Его кросс-версия Logan Stepway получила новые ценники в пределах от 675 990 до 871 990 руб.
Хэтчбек Sandero в марте доступен от 564 000 до 802 990 руб., а Sandero Stepway стоит от 722 990 до 910 990 руб.
Модели Ford подорожали на сумму от 9 до 19 тыс. руб. На этот раз рост цен затронул все комплектации седана Mondeo, кроссовера Kuga, а также семейств Focus и Fiesta. Меньше всего подорожал седан Mondeo — все его восемь комплектаций стали дороже на 9 тыс. руб. и сейчас стоят от 1,55 млн до 2,21 млн рублей.
Кроссовер Kuga подорожал сильнее — на 17 тыс. руб. Теперь его новые цены находятся в диапазоне от 1,56 до 2,19 млн руб. Столько же — 17 тыс. руб. — прибавили и все комплектации седанов, хэтчбеков и универсалов Ford Focus. Максимальный рост цен — на 19 тыс. руб. — зафиксирован у седана и хэтчбека Ford Fiesta.
Источник: https://www.autonews.ru/news/5c89f2549a7947ddf327a300
Авторынок России в январе: Веста на первом месте
Российский автомобильный рынок начал новый год ударными темпами: по данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе спрос вырос на 31% по сравнению с тем же месяцем 2017 года! А летом и осенью прибавка составляла в среднем 15—19%, а роста на треть рынок не видел с 2011 года.
Впрочем, столь впечатляющий показатель января обусловлен не только распродажей прошлогодних автомобилей, но еще и эффектом низкой базы — ведь год назад рынок еще продолжал падение, а восстановление началось только в марте.
За первый месяц 2018 года в России реализовано 102,5 тысячи новых легковушек и легких коммерческих автомобилей вместо 78 тысяч годом ранее, хотя это все еще меньше результата января 2015 года (115,5 тысячи машин).
Продажи новых автомобилей в России в 2015—2018 гг.
С ростом продаж закончило январь большинство автопроизводителей. Kia и Renault улучшили прошлогодние показатели в полтора раза, Mitsubishi — в два раза, а у марки Ravon — более чем трехкратная прибавка.
В плюс вышли даже Toyota и УАЗ, которым не хватило удачи в прошлом году. Но есть и те, кому повезло меньше: Audi, Citroen, Infiniti, Suzuki, Lifan и еще десяток более мелких игроков рынка теряют спрос.
Важные перемены случились в рейтинге продаж моделей. На первое место в январе вырвалась Лада Веста: продано 6696 машин (рост на 64%). Хотя преимущество над Kia Rio (6582) совсем небольшое — всего 114 автомобилей. Hyundai Solaris откатывается все дальше от лидеров: теперь он на седьмом месте с результатом 2987 машин, хотя, как мы знаем, количество реально проданных машин может быть больше.
Creta укрепила звание самого продаваемого кроссовера (3833 машины), а на второе место среди паркетников неожиданно вырвался Kia Sportage (3067), который подвинул более дешевый Duster (2510).
Но куда круче другая перестановка: Toyota Camry (1337) в январе нашла меньше покупателей, чем Kia Optima (1417)! Это первый проигрыш Camry за шестнадцать лет.
Хотя с выходом на рынок седана нового поколения (он ожидается в апреле) статус-кво наверняка восстановится.
Что касается всего российского рынка, то едва ли он сохранит январский темп. Но в ближайшей перспективе рост, безусловно, продолжится, и объем продаж новых автомобилей будет увеличиваться на 5—10%.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе 2018 года (в сравнении с январем 2017-го)
Лада | 21005 | 16334 | +29% |
Kia | 15310 | 10306 | +49% |
Hyundai | 8786 | 6698 | +31% |
Renault | 7880 | 5208 | +51% |
Volkswagen | 5958 | 4886 | +22% |
Nissan | 5376 | 4230 | +27% |
Toyota | 5151 | 3831 | +34% |
Skoda | 4501 | 3571 | +26% |
Ford | 3132 | 2253 | +39% |
Mercedes-Benz | 2929 | 2717 | +8% |
ГАЗ | 2574 | 2307 | +12% |
Mitsubishi | 2103 | 1076 | +95% |
Mazda | 2057 | 1513 | +36% |
BMW | 2050 | 1758 | +17% |
УАЗ | 1935 | 1735 | +12% |
Chevrolet | 1773 | 1734 | +2% |
Ravon | 1470 | 445 | +230% |
Datsun | 1263 | 1107 | +14% |
Lexus | 1196 | 1000 | +20% |
Lifan | 891 | 929 | –4% |
Audi | 726 | 935 | –22% |
Subaru | 618 | 303 | +104% |
Land Rover | 433 | 401 | +8% |
Peugeot | 415 | 227 | +83% |
Chery | 358 | 205 | +75% |
Honda | 308 | 123 | +150% |
Citroen | 256 | 265 | –3% |
Infiniti | 241 | 379 | –36% |
Suzuki | 209 | 265 | –21% |
Haval | 179 | 108 | +66% |
Zotye | 161 | 28 | +475% |
Porsche | 156 | 151 | +3% |
Dongfeng | 128 | 54 | +137% |
Geely | 119 | 120 | –1% |
Fiat | 95 | 122 | –22% |
Volvo | 93 | 72 | +29% |
Mini | 87 | 70 | +24% |
Changan | 75 | 93 | –19% |
Jeep | 62 | 92 | –33% |
Genesis | 48 | 6 | +700% |
FAW | 47 | 33 | +42% |
smart | 42 | 20 | +110% |
SsangYong | 41 | — | |
Cadillac | 36 | 78 | –54% |
Iveco | 30 | 35 | –14% |
Foton | 20 | 3 | +567% |
Isuzu | 20 | 41 | –51% |
Brilliance | 6 | 13 | –54% |
Chrysler | 5 | — | |
Hawtai | 2 | 12 | –83% |
BAW | 10 | — |
Топ-25 самых популярных автомобилей в России в январе 2018 года (в сравнении с январем 2017-го)
Лада Веста | 6696 | 4088 | +64% |
Kia Rio | 6582 | 5693 | +16% |
Лада Гранта | 5315 | 4624 | +15% |
Hyundai Creta | 3833 | 2565 | +49% |
Volkswagen Polo | 3209 | 2550 | +26% |
Kia Sportage | 3067 | 1565 | +96% |
Hyundai Solaris | 2987 | 2886 | +3% |
Renault Duster | 2510 | 1848 | +36% |
Skoda Rapid | 2298 | 1981 | +16% |
Лада Ларгус | 2268 | 1562 | +45% |
Лада 4х4 | 2068 | 1627 | +27% |
Лада XRAY | 1912 | 1578 | +21% |
Kia cee'd | 1910 | 910 | +110% |
Nissan X-Trail | 1802 | 1206 | +49% |
Renault Sandero | 1760 | 927 | +90% |
Chevrolet Niva | 1752 | 1670 | +5% |
Renault Kaptur | 1752 | 1519 | +15% |
Volkswagen Tiguan | 1721 | 1288 | +34% |
Toyota RAV4 | 1592 | 1150 | +38% |
Renault Logan | 1553 | 914 | +70% |
Mazda CX-5 | 1455 | 1115 | +30% |
Kia Optima | 1417 | 649 | +118% |
Skoda Octavia | 1387 | 1248 | +11% |
Nissan Qashqai | 1386 | 1010 | +37% |
Toyota Camry | 1337 | 1327 | +1% |
Источник: https://autoreview.ru/news/avtorynok-rossii-v-yanvare-vesta-na-pervom-meste#!comment=1115633
Renault с 1 августа поднимет цены на автомобили
Arkana подорожает меньше чем через месяц после старта продаж у дилеров
Renaut
Renault планирует с 1 августа поднять рекомендованные розничные цены на все свои модели в России примерно на 1–2%. Об этом «Ведомостям» рассказали менеджеры трех дилерских компаний марки со ссылкой на информацию, полученную от руководства компании. Новый прайс-лист пока не известен.
Ожидается, что Logan, например, подорожает примерно на 8000 руб., говорит один из дилеров. Сейчас он стоит от 569 000 руб. Новинка компании – купе-кроссовер Arkana может подорожать примерно на 16 000–25 000 руб., добавляет дилер. Текущие цены начинаются с 999 000 руб.
Представитель Renault на вопросы «Ведомостей» не ответил.
В течение года компания поднимала цены трижды, но на некоторые модели. В январе повышение цен составило 1,8% (Logan, Logan Stepway, Sandero и Sandero Stepway 2019 года производства) – из-за увеличения ставки НДС с 18 до 20%.
«В марте в связи с выпуском нового, 2019 модельного года и значительного изменения базового оборудования были повышены цены на модель Duster в среднем на 1,5%», – рассказывал представитель Renault. С 1 мая повышение коснулось Duster, Logan, Logan Stepway, Sandero и Sandero Stepway и составило в среднем 0,5%.
«Компания внимательно следит за ситуацией на рынке и принимает решения о дальнейшем ценообразовании, изучив все факторы», – замечал представитель автоконцерна.
Причины нового повышения цен компания не поясняла, продолжают дилеры. Скорее всего, это связано с инфляцией, думают они.
Что же касается купе-кроссовера Arkana, продажи которого начались недавно, то изначально было понятно, что его стоимость скоро вырастет, добавляет один из дилеров, ведь это была цена «запуска».
Изначально цена Arkana была заниженной, а теперь компания будет поэтапно ее приближать к рыночной, соглашается начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун. Так компания поступала и прежде при выводе новинок на рынок, указывает он.
По итогам первого полугодия 2019 г. российские продажи Renault упали на 9% до 64 431 шт., гласят данные Ассоциации европейского бизнеса. Весь рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 2,4% и составил 828 750 шт.
Падение во втором полугодии продолжится, предпосылок для улучшения ситуации пока нет, считают дилеры Renault. Так думает и сам французский автоконцерн. Недавно Renault ухудшила прогноз по российскому рынку: вместо 3%-ного роста по итогам 2019 г. теперь компания прогнозирует падение на 2–3%.
До этого российский рынок рос два года подряд после затяжного падения в 2013–2016 гг.
Планируемое повышение цен на автомобили Renault небольшое и вряд ли сильно ударит по продажам в России, полагают дилеры. Отчасти негативный эффект сгладит тот факт, что одновременно вырастут цены у основного конкурента марки на российском рынке – Lada, отмечает один из дилеров («АвтоВАЗ» контролируется Renault. – «Ведомости»).
Ранее менеджеры трех дилерских компаний Lada сообщили «Ведомостям», что с 1 августа все модели «АвтоВАЗа» подорожают примерно на 1% (5000–7000 руб.). Причиной они считают удорожание комплектующих после недавнего ценового спора с одним из крупных поставщиков – группой «Автокомпонент». Для автомобилей Lada это будет третьим с начала года повышением цен, в 2018 г.
«АвтоВАЗ» поднимал цены четыре раза.
Представители Hyundai, Kia, группы Volkswagen (марки Volkswagen, Skoda и др.), Nissan (Nissan и Datsun) на вопросы «Ведомостей» не ответили. Toyota, по словам ее представителя, в этом году повышала цены лишь в январе (на 3,5%) из-за роста ставки НДС и новое повышение не планирует. В августе будут продлены скидки на все модели марки, доходящие до 350 000 руб., добавляет он.
Автомобили во втором полугодии продолжат дорожать, уверен Топтун. Но за счет укрепления рубля у автоконцернов есть возможность поддерживать спрос с помощью скидок и других акций, если по какой-то модели наблюдается провал в продажах, отмечает он.
Источник: https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2019/07/30/807585-renault-avgusta
На рынке не останется машин дешевле миллиона
По итогам января 2019 года уже можно констатировать, что гонка цен на новые автомобили в России началась.
Стимулов для этого более чем достаточно: повышение НДС, дальнейшее ослабление рубля и увеличение затрат автопроизводителей и дилеров.
Впервые психологическую отметку в один миллион рублей пересекли модели, считавшиеся бюджетными: Lada Vesta и Hyundai Solaris. О том, как подорожали популярные автомобили и что будет с ценами в течение года — в материале «Известий».
Кто быстрее
С начала 2019 года практически все автопроизводители обновили ценники, объясняя это увеличением ставки НДС с 18% до 20%. В среднем колебание цены не было драматичным и вполне соотносилось с ежегодной индексацией автопроизводителей на 2-3% в связи с инфляцией.
Представители большинства крупных автокомпаний еще в конце прошлого года предупредили, что налоговые новации повлияют на рынок, но столь стремительного роста цен никто не предполагал.
Оказалось, что неприятная для автолюбителей тенденция только начала набирать оборот.
Так, по данным аналитического агентства «Автостат», в январе компания Subaru повысила цены на все модели в среднем на 50-100 тыс. рублей, машины Datsun выросли в цене на 9-16 тыс. рублей, Cadillac — на 60-300 тыс.
рублей, Porsche — на 186-648 тыс. рублей, Hyundai — на 8-65 тыс. рублей, Mitsubishi — на 20-64 тыс. рублей, АвтоВАЗ — на 15-25 тыс. рублей, Citroen — на 20-100 тыс. рублей, Peugeot — на 20-80 тыс. рублей, Renault — на 15-38 тыс.
рублей, Lifan — на 30 тыс. рублей.
Самые продаваемые модели Ford — Focus и Kuga — подорожали на 35-59 тыс. рублей. Компания Nissan скорректировала в сторону повышения ценник у кроссовера Terrano (на 6-17 тыс. рублей) и спорткара GT-R (на 127 тыс. рублей). Американцы из Chevrolet подняли цены на локализованную в России Niva (на 11-13 тыс.
рублей) и импортируемые внедорожники Traverse и Tahoе — на 70 и 120 тыс. рублей соответственно. Пикап FIAT Fullback подорожал на 31-42 тыс. рублей, и каблучок Doblo Combi на 34 тыс. рублей. Три из четырех комплектаций кроссовера Jeep Renegade повысились в цене на 15-60 тыс. рублей, а Cherokee в версии Trailhawk подорожал на 15 тыс.
рублей.
Жигули за миллион
Видимо, главный тренд этого года — бюджетные модели перешагнули за психологически важную отметку в один миллион рублей. Так, АвтоВАЗ начал продажи седана Lada Vesta Sport со стартовой рекомендованной ценой в 1 009 900 рублей.
Впервые в новейшей истории Волжского завода его машина преодолела этот порог. По данным «Автостата», седан Hyundai Solaris в максимальной комплектации уже стоит 999 тыс.
рублей, а с дополнительным оснащением машина потянет на 1,1 млн рублей.
Нельзя сказать, что в 2018 году производители особо сдерживали рост цен. В сегменте массовых автомобилей в России за прошлый год было продано 1,52 млн (+14%) новых легковых машин, что составляет 91% от общего объема российского рынка.
Несмотря на позитивную картину продаж, уже в прошлом году средневзвешенная цена новой массовой легковушки выросла на 10% до 1,19 млн рублей, средний чек за премиум автомобиль вырос на 5% до 4,08 млн рублей, сообщает «Автостат».
Причем в премиуме случаются более резкие скачки цен, нежели заявленные 5%. К примеру, предыдущее поколение BMW третьей серии в базовой версии в феврале 2018 года продавали за 1,89 млн рублей.
Осенью поколение сменилось, и по ситуации на февраль 2019 года начальная комплектация «трешки» уже стоит от 2,58 млн рублей. Этот автомобиль более совершенный, в нем больше электроники.
Тем не менее для потенциального клиента преграда на пути владения машиной выросла на 700 тыс. рублей.
В дайджесте размещен фрагмент материала, опубликованного на портале Iz.ru 18 января 2019 года.
Тимур Хасанов
Полный текст вы можете прочитать на сайте издания
Источник: https://abreview.ru/ab/media/izvestia_na_rynke_ne_ostanetsya_mashin_deshevle_milliona/
Автомобили подорожали на четверть из-за девальвации рубля
За прошедший год легковые автомобили в России подорожали почти на четверть. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного аналитическим агентством «Автостат».
Подорожание, обусловленное двукратным падением рубля, касается всех марок и моделей, представленных на российском рынке. При этом цены росли неравномерно. Наибольшее подорожание (7,7%) произошло в январе, вслед за резким обвалом рубля.
Затем в феврале и апреле автомобили росли в цене по 4,3%, а с мая по август наблюдался спад. В сентябре цены вновь выросли на 0,7%.
При этом максимальный рост наблюдался у тех, кто не имеет в России собственного производства, то есть, не может сэкономить за счет локализации. Кто-то, например, компания Honda, была вынуждена из-за снижения спроса фактически уйти с российского рынка.
При этом средневзвешенная цена с учетом объемов продаж автомобилей за год выросла всего на 16,5%. По словам замдиректора агентства «Автостат» Сергея Удалова, это говорит о том, что структура рынка за этот год изменилась в сторону более дешевых компактных автомобилей.
«Население выбирает более недорогие машины. Если говорить по маркам и классам, то меньше других снизились продажи в сегменте В (на 5,9% по сравнению с прошлым годом), при этом его лидеры Hyundai Solaris и KIA Rio даже увеличили продажи.
Доля кроссоверов в общем объеме продаж тоже велика, но здесь снова мы видим преимущественно дешевые модели – Lada 4х4, Renault Duster. Напротив, почти совсем прекратились продажи совсем маленьких автомобилей А-класса и пикапов», — пояснил он.
Эти данные подтверждают и автодилеры. «Падение продаж за январь-август 2015 г. относительно аналогичного периода 2014 г. в классе С (гольф-класс) составило 52%, тогда как в классе В — 18%.
Это объясняется тем, что часть моделей класса В после подорожания фактически перешла в ценовой сегмент, который ранее занимали более крупные и мощные автомобили. Поскольку реальные доходы населения ещё не догнали рост цен, то спрос сместился на более бюджетные модели.
Сейчас, например, вместо желаемого Hyundai i30 или Skoda Oktavia клиенты стали выбирать Hyundai Solaris или Skoda Rapid», — рассказал руководитель направления продаж новых автомобилей компании «Автомир» Михаил Маракушев.
Однако нельзя сказать, что клиенты в массовом порядке пересаживаются с внедорожников на легковые автомобили. Падение продаж здесь не превышает среднего по рынку и обусловлено скорее тем, что клиенты стали реже менять такие автомобили, которые к тому же имеют больший запас прочности, нежели обычные легковушки, добавил он.
Особняком стоит рынок автомобилей премиум-сегмента.
«Традиционно спад продаж здесь меньше, чем в целом по рынку, поскольку покупают эти машины не на последние деньги и, несмотря на кризис, за последний год здесь были представлены интересные новинки и расширен модельный ряд», — говорит Сергей Удалов. В качестве примера можно привести марку BMW.
По словам представителей BMW Group Россия, налицо увеличение спроса в сегменте дорогих автомобилей. «На данный момент, если смотреть развитие продаж от месяца к месяцу, то мы отмечаем стабилизацию общих продаж автомобилей BMW», — сообщили в компании.
До конца года эксперты «Автостата» ожидают дальнейшего роста цен на автомобили, поскольку автодилеры пока не успели компенсировать снижение рубля.
«На этом фоне ситуация с продажами будет лучше у тех производителей, на чью продукцию распространяются программа утилизации, трейд-ин и другие предложения от дилеров или поддержка государства.
Как правило, в выигрыше те, кто вовремя открыл производство в России и добился максимальной локализации», — сказал Сергей Удалов.
Маракушев из «Автомира» ожидает возможного сокращения нишевых и специфических сегментов автомобильного рынка, по которым уменьшится не только спрос покупателей, но и предложение от производителей. Последние вынуждены будут оптимизировать затраты путем сокращения импорта и производства «не массовых» моделей.
«Прайм»
Источник: https://www.autostat.ru/articles/23219/
Renault повысит цены с 1 января :: Бизнес :: РБК
Renault повышает цены на 5% и отменяет скидки на автомобили с 1 января. Другие автопроизводители также планируют корректировать прайс-листы в новом году
С 1 января Renault повышает постоянные цены на весь модельный ряд на 5%, сообщил «Автостат». Это подтвердили РБК три дилера марки.
По словам одного из них, соответствующее письмо автопроизводитель разослал дилерам примерно месяц назад.
Кроме того, с нового года будут отменены все скидки и программы стимулирования спроса, добавил собеседник — представитель дилера французской марки. Официальный представитель Renault от комментариев отказался.
Сейчас самая популярная модель Renault, кроссовер Duster, стоит от 599 тыс. руб. С учетом будущего повышения цены начальная стоимость автомобиля вырастет до 629 тыс. руб. Новый Logan подорожает с 419 тыс. руб. до 440 тыс. руб.
В настоящее время дилеры завершают продажи первого поколения модели (от 409 тыс. руб.), производство которого на этой неделе было завершено на московском заводе «Рено Россия».
Цена хэтчбека Sandero, третьей по популярности модели бренда, вырастет с 399 тыс. руб. до 419 тыс. руб.
В январе—ноябре в России было реализовано 108,5 тыс. автомобилей Renault — на 38% ниже, чем за тот же период годом ранее. Повышение цен дилеры объясняют девальвацией рубля, который за год подешевел на 21%.
На автомобили Renault распространяется несколько программ, в том числе госпрограмма обновления автопарка. Например, максимальная скидка на Duster может достигать 200 тыс. руб.
, если машина покупается в кредит и при утилизации старого автомобиля или сдаче его в trade-in, пояснили в отделе продаж одного из дилеров Renault.
В течение года Renault может вернуть скидки, если российское правительство примет решение продлить поддержку автопрома, говорит дилер.
В 2015 году государство потратило 43,3 млрд руб. на финансирование ряда программ по стимулированию спроса на новые автомобили. Это программа утилизации и trade-in (22,5 млрд руб.), льготного автокредитования (5 млрд руб.) и льготного автолизинга (1,5 млрд руб.
), а также субсидирования закупок регионами газомоторной техники (3 млрд руб.) и машин для органов власти (11,3 млрд руб.). В начале декабря вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что Минпромторг предлагает расширить меры поддержки автопрома в 2016 году до 50 млрд руб.
, но окончательное решение будет принято в январе.
Источник: https://www.rbc.ru/business/23/12/2015/567a786c9a79475556b7c325
Халява кончилась: насколько подорожали автомобили
В январе цены на новые автомобили традиционно поползли вверх. О подорожании уже официально объявили АвтоВАЗ, BMW и другие крупные бренды.
Некоторые марки пытаются сделать последний финансовый вздох и предложить покупателям скидки, однако неминуемое повышение цен настигнет и их.
РИА Новости выяснило, насколько повысится стоимость личного транспорта в 2018-м.
От Lada до BMW
Волжский завод избегал внесения правок в прайс-листы весь прошлый год, лишь осенью увеличив цену почти всех комплектаций седанов Vesta на девять тысяч рублей. Однако с началом 2018-го купить «Жигули» по дешевке уже не получится: в первый рабочий день российский автопроизводитель объявил о повышении цен на весь модельный ряд.
В начале января почти все машины АвтоВАЗа подорожали на 15 тысяч рублей. Чуть меньше — 10 тысяч — придется теперь добавить за Lada Granta и Kalina, а за внедорожник Lada 4×4 — восемь тысяч рублей.
О том, что в новом году BMW поменяет ценники практически на все свои автомобили, немецкая компания объявила заранее — 25 декабря 2017 года. Средняя стоимость машин баварской марки увеличилась на 2,5 процента. Больше всех прибавили «заряженные» кроссоверы BMW X5 M и X6 M. Не изменились прайс-листы только на кроссоверы X2 и X3, а также M5 и 6 Series GT.
В тот же день о подорожании автомобилей Cadillac сообщило российское представительство General Motors. С нового года за модели Cadillac XT5 просят на 300 тысяч рублей больше, за Escalade — на 400 тысяч: их средняя стоимость увеличилась на 6-8 процентов. Как сообщили РИА Новости в пресс-службе автомобильной группы «Авилон», с 2018 года компания Ford подняла цены на три модели: Fiesta — на 17 тысяч рублей, EcoSport — на 20 тысяч, Ford Kuga — на 35 тысяч. Марка Audi переписала ценники в сторону повышения практически на всю линейку — среднее подорожание — почти 2 процента. Больше всего накинули на «заряженные» модели Audi Sport (S и RS) — их цена выросла на 5-10 процентов.
В сторону увеличения (плюс 2-3 процента) скорректировала прайс-листы марка Mercedes-Benz. Как отметили в «Авилоне», у клиентов пока есть возможность купить машины по прайс-листам 2017 года, а также воспользоваться программой поддержки продаж на автомобили в наличии. Еще успеют сэкономить те, кто присматривается к продукции Jaguar Land Rover: с февраля в среднем на 330 тысяч рублей подскочит цена на новый Range Rover, модель Range Rover Sport подорожает на 272 тысячи, а со второй половины года ожидается повышение стоимости всего модельного ряда британского концерна примерно на 5-10 процентов.
Со 2 января Hyundai поднял цены седанов Solaris и кроссоверов Creta на 10 тысяч рублей. По данным дилерской сети, перед Новым годом такую же сумму прибавил прайс-лист седана Volkswagen Polo, а кроссовер Tiguan в комплектации Highline подорожал на 20 тысяч рублей. В ГК «Авилон» ожидают дальнейшего повышения цен на легковые модели Volkswagen на 2-3 процента.
Как сообщил РИА Новости заместитель председателя правления группы компаний «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, в 2018 году также повысились цены на две модели Volkswagen — универсал Passat Variant и пикап Amarok, примерно на 7 процентов.
В конце прошлого года совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ» объявило о подорожании с 1 января внедорожника Chevrolet Niva. Все комплектации прибавили по 10 тысяч рублей. При этом сразу после праздников завод объявил об акции «На улице минус 20», в рамках которой машины, произведенные в 2017 году, будут продаваться со скидкой 20 тысяч рублей. Дисконт закончится 31 января.
На 50 тысяч евро увеличилась базовая цена Bugatti Chiron — до 2,45 миллиона евро без учета налогов и других платежей. Впрочем, первому российскому владельцу гиперкара пришлось отдать за него 3,5 миллиона евро, причем машину он получал в Европе, поскольку Chiron не сертифицирован для России (нет системы «Эра-Глонасс»). В компании «Авилон» утверждают, что если купить этот автомобиль сейчас, то получить его удастся только в первом квартале 2021 года.
В зависимости от комплектации и количества опций на 7-10 процентов подорожали автомобили Maserati. Также ожидается повышение цен на Fiat и Jeep.
Годом ранее
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», наибольший скачок цен наблюдался в декабре 2016 года: тогда новые автомобили подорожали в среднем на 2,3 процента. В январе 2017-го — еще на 0,9 процента.
В прошлом году АвтоВАЗ переписал ценники на весь модельный ряд тоже в первый рабочий день после новогодних праздников. Меньше чем через неделю марка Renault выпустила новые прайс-листы, в которых автомобили подорожали на 10-30 тысяч рублей. Не избежали этой участи корейские бестселлеры Kia Rio и Hyundai Solaris, а также российско-американский внедорожник Chevrolet Niva. Цены на некоторые модели подняли Skoda, Volkswagen, Mazda. В январе 2017-го Toyota прибавила к ценнику почти всех моделей 24-305 тысяч рублей: рекорд тогда принадлежал минивэну Alphard. Всего с 15 декабря 2016 года по 15 января 2017 года цены на автомобили в России повысили 25 брендов.
Что дальше?
Эксперты сходятся во мнении, что рост цен в 2018 году продолжится, несмотря на стабильный курс рубля.
«Подорожание автомобилей в этом году неизбежно ввиду увеличения утилизационного сбора, а также общего уровня инфляции, — рассказал Александр Зиновьев. — В первую очередь это затронет модели мощностью свыше 200 лошадиных сил, поэтому мы ожидаем подорожания у всех брендов премиум-сегмента».
Ранее в Минпромторге заявили, что индексация утилизационного сбора не коснется автомобилей, чье производство налажено в России. Этим заводам дополнительная нагрузка будет компенсирована за счет новой программы господдержки автопрома, на которую выделяется более 125 миллиардов рублей в год.
Государство поможет сэкономить на покупке новой машины, но не всем.
В 2018 году Минпромторг планирует направить 16 миллиардов рублей на продолжение государственных программ стимулирования «Первый автомобиль» (дает 10 процентов скидки тем, кто покупает машину впервые) и «Семейный автомобиль» (10 процентов скидки тем, у кого двое и более несовершеннолетних детей). Судя по письмам автопроизводителей, участвующих в программах (имеются в распоряжении РИА Новости), правительство решило отказаться от увеличения предельной стоимости автомобиля до 1,5 миллиона рублей — максимальная цена попадающей под действие программы машины осталась на прошлогоднем уровне в 1 450 000 рублей. Кроме того, к участию в программе в 2018 году допустят модели, произведенные не ранее декабря 2017 года на территории России и в обязательном порядке оборудованные системой «Эра-Глонасс».
Источник: https://auto.rambler.ru/articles/38852816-halyava-konchilas-naskolko-podorozhali-avtomobili-s-nachalom-novogo-goda/
Смартфоны и автомобили подорожали из-за роста НДС. Что ещё подорожает?
Смартфоны, бензин и автомобили подорожали из-за повышения НДС. Налог на добавленную стоимость с 1 января вырос с 18 до 20 процентов. Производители планируют компенсировать издержки за счёт роста цен, зачастую превышающего рост налоговой ставки.
Подорожал бензин, в среднем на 20 копеек
Цены бензина выросли впервые за полгода. В Москве 9 января зафиксирован рост в среднем на 20 копеек за литр. Еще сильнее подорожало дизельное топливо – примерно на 50 копеек за литр. В некоторых регионах цены растут еще быстрее.
Ранее вице-премьер Дмитрий Козак прогнозировал рост цен в январе примерно на 1,5 процента в связи с повышением ставки НДС. О возможном росте цен в январе также говорил президент Владимир Путин.
Правительство летом поручило сдерживать цены на бензин, после того как существующие на тот момент цены стали невыгодными для производителей из-за укрепившегося рубля и высоких цен на нефть на мировых рынках.
Автомобили подорожали на 5%
С 1 января средняя стоимость автомобиля в России выросла на 5 процентов, пишет газета «Коммерсант». Рост на 2 процентных пункта заложили в ценники автодилеры. Но ещё от двух до трёх с половиной процентов добавили к ценам сами автоконцерны. Часть автодилеров заложили новые издержки ещё в декабре.
- Самый продаваемый автомобиль в России за первые 9 месяцев 2018 года Lada Vesta подорожал на 20 тысяч рублей, третий автомобиль в списке продаж Lada Granta – на 15 тысяч рублей,
- Toyota Camry стала дороже на 60 тысяч рублей, о росте цен на 25–50 тысяч рублей с января на весь модельный ряд рассказали и в Mitsubishi.
- Подорожали даже автомобили, за которые покупатели уже вынесли стопроцентную предоплату.
- Смартфоны Apple и Samsung подорожали. За ними пойдёт остальной рынок
Цены на продукцию Apple выросли в официальном интернет-магазине на 1,7 процента. iPhone XR стал стоить 66 тысяч 92 рубля вместо 64 тысяч 990 рублей.
Флагманская модель смартфонов Samsung Galaxy Note 9 подорожала более чем на 2 процента, с 69 тысяч 990 рублей до 71 тысячи 490 рублей. В компании газете «Коммерсант» заявили, что цены подняли не на всю продукцию, а «избирательно».
Изменение цены на пару процентов вряд ли повлияет на общий спрос, но все новые модели будут выходить по более высокой стоимости, предполагает в интервью изданию топ-менеджер объединенной компании «Связной | Евросеть». Вслед за Apple цены поднимут и другие производители, и в более дешевом сегменте это будет заметнее для покупателей, чем в премиальном, считает опрошенный газетой эксперт.
С января в России дорожает и сотовая связь, писало ранее издание The Bell. Об этом клиентам рассказали операторы «Мегафон», «Вымпелком» и Tele2.
Цены из-за роста НДС повысят 80% крупных российских компаний
Большинство крупных российских компаний заявили о планах повысить цены из-за роста НДС, писала газета РБК со ссылкой на исследование Института Адизеса.
За счёт повышения НДС правительство планирует собрать в бюджет 600 миллиардов рублей в год. Но эти деньги будут собраны с конечного покупателя.
Если поделить эти деньги на численность населения, каждый человек заплатит в бюджет около 4,5 тысяч рублей, предупреждал экономист Андрей Мовчан.
Источник: https://www.svoboda.org/a/29699221.html
Халява кончилась: насколько подорожали автомобили с началом нового года
МОСКВА, 10 янв — РИА Новости, Сергей Белоусов. В январе цены на новые автомобили традиционно поползли вверх. О подорожании уже официально объявили АвтоВАЗ, BMW и другие крупные бренды.
Некоторые марки пытаются сделать последний финансовый вздох и предложить покупателям скидки, однако неминуемое повышение цен настигнет и их.
РИА Новости выяснило, насколько повысится стоимость личного транспорта в 2018-м.
От Lada до BMW
Волжский завод избегал внесения правок в прайс-листы весь прошлый год, лишь осенью увеличив цену почти всех комплектаций седанов Vesta на девять тысяч рублей.
Однако с началом 2018-го купить «Жигули» по дешевке уже не получится: в первый рабочий день российский автопроизводитель объявил о повышении цен на весь модельный ряд.
В начале января почти все машины АвтоВАЗа подорожали на 15 тысяч рублей.
Чуть меньше — 10 тысяч — придется теперь добавить за Lada Granta и Kalina, а за внедорожник Lada 4×4 — восемь тысяч рублей.
О том, что в новом году BMW поменяет ценники практически на все свои автомобили, немецкая компания объявила заранее — 25 декабря 2017 года. Средняя стоимость машин баварской марки увеличилась на 2,5 процента. Больше всех прибавили «заряженные» кроссоверы BMW X5 M и X6 M. Не изменились прайс-листы только на кроссоверы X2 и X3, а также M5 и 6 Series GT.
В тот же день о подорожании автомобилей Cadillac сообщило российское представительство General Motors. С нового года за модели Cadillac XT5 просят на 300 тысяч рублей больше, за Escalade — на 400 тысяч: их средняя стоимость увеличилась на 6-8 процентов.
Как сообщили РИА Новости в пресс-службе автомобильной группы «Авилон», с 2018 года компания Ford подняла цены на три модели: Fiesta — на 17 тысяч рублей, EcoSport — на 20 тысяч, Ford Kuga — на 35 тысяч. Марка Audi переписала ценники в сторону повышения практически на всю линейку — среднее подорожание — почти 2 процента. Больше всего накинули на «заряженные» модели Audi Sport (S и RS) — их цена выросла на 5-10 процентов.
В сторону увеличения (плюс 2-3 процента) скорректировала прайс-листы марка Mercedes-Benz. Как отметили в «Авилоне», у клиентов пока есть возможность купить машины по прайс-листам 2017 года, а также воспользоваться программой поддержки продаж на автомобили в наличии.
Еще успеют сэкономить те, кто присматривается к продукции Jaguar Land Rover: с февраля в среднем на 330 тысяч рублей подскочит цена на новый Range Rover, модель Range Rover Sport подорожает на 272 тысячи, а со второй половины года ожидается повышение стоимости всего модельного ряда британского концерна примерно на 5-10 процентов.
Со 2 января Hyundai поднял цены седанов Solaris и кроссоверов Creta на 10 тысяч рублей. По данным дилерской сети, перед Новым годом такую же сумму прибавил прайс-лист седана Volkswagen Polo, а кроссовер Tiguan в комплектации Highline подорожал на 20 тысяч рублей. В ГК «Авилон» ожидают дальнейшего повышения цен на легковые модели Volkswagen на 2-3 процента.
Как сообщил РИА Новости заместитель председателя правления группы компаний «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев, в 2018 году также повысились цены на две модели Volkswagen — универсал Passat Variant и пикап Amarok, примерно на 7 процентов.
В конце прошлого года совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ» объявило о подорожании с 1 января внедорожника Chevrolet Niva. Все комплектации прибавили по 10 тысяч рублей. При этом сразу после праздников завод объявил об акции «На улице минус 20», в рамках которой машины, произведенные в 2017 году, будут продаваться со скидкой 20 тысяч рублей. Дисконт закончится 31 января.
На 50 тысяч евро увеличилась базовая цена Bugatti Chiron — до 2,45 миллиона евро без учета налогов и других платежей. Впрочем, первому российскому владельцу гиперкара пришлось отдать за него 3,5 миллиона евро, причем машину он получал в Европе, поскольку Chiron не сертифицирован для России (нет системы «Эра-Глонасс»). В компании «Авилон» утверждают, что если купить этот автомобиль сейчас, то получить его удастся только в первом квартале 2021 года.
В зависимости от комплектации и количества опций на 7-10 процентов подорожали автомобили Maserati. Также ожидается повышение цен на Fiat и Jeep.
Годом ранее
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», наибольший скачок цен наблюдался в декабре 2016 года: тогда новые автомобили подорожали в среднем на 2,3 процента. В январе 2017-го — еще на 0,9 процента.
В прошлом году АвтоВАЗ переписал ценники на весь модельный ряд тоже в первый рабочий день после новогодних праздников. Меньше чем через неделю марка Renault выпустила новые прайс-листы, в которых автомобили подорожали на 10-30 тысяч рублей. Не избежали этой участи корейские бестселлеры Kia Rio и Hyundai Solaris, а также российско-американский внедорожник Chevrolet Niva. Цены на некоторые модели подняли Skoda, Volkswagen, Mazda. В январе 2017-го Toyota прибавила к ценнику почти всех моделей 24-305 тысяч рублей: рекорд тогда принадлежал минивэну Alphard. Всего с 15 декабря 2016 года по 15 января 2017 года цены на автомобили в России повысили 25 брендов.
Что дальше?
Эксперты сходятся во мнении, что рост цен в 2018 году продолжится, несмотря на стабильный курс рубля.
«Подорожание автомобилей в этом году неизбежно ввиду увеличения утилизационного сбора, а также общего уровня инфляции, — рассказал Александр Зиновьев. — В первую очередь это затронет модели мощностью свыше 200 лошадиных сил, поэтому мы ожидаем подорожания у всех брендов премиум-сегмента».
Ранее в Минпромторге заявили, что индексация утилизационного сбора не коснется автомобилей, чье производство налажено в России. Этим заводам дополнительная нагрузка будет компенсирована за счет новой программы господдержки автопрома, на которую выделяется более 125 миллиардов рублей в год.
Государство поможет сэкономить на покупке новой машины, но не всем. В 2018 году Минпромторг планирует направить 16 миллиардов рублей на продолжение государственных программ стимулирования «Первый автомобиль» (дает 10 процентов скидки тем, кто покупает машину впервые) и «Семейный автомобиль» (10 процентов скидки тем, у кого двое и более несовершеннолетних детей). Судя по письмам автопроизводителей, участвующих в программах (имеются в распоряжении РИА Новости), правительство решило отказаться от увеличения предельной стоимости автомобиля до 1,5 миллиона рублей — максимальная цена попадающей под действие программы машины осталась на прошлогоднем уровне в 1 450 000 рублей. Кроме того, к участию в программе в 2018 году допустят модели, произведенные не ранее декабря 2017 года на территории России и в обязательном порядке оборудованные системой «Эра-Глонасс».
Источник: https://ria.ru/20180110/1512316835.html
Цены растут вместе с рынком. Автомобили, подорожавшие в январе | Бизнес
Mitsubishi: кроссовер Outlander прибавил в цене от 10 000 до 30 000 рублей. В базовой версии машина теперь стоит 1 499 000 рублей. Внедорожник Pajero Sport подорожал на 50 000 рублей во всех вариантах исполнения. В стартовой комплектации машина обойдется в 2 249 000 рублей.
Skoda: стоимость модели Kodiaq увеличилась на 5000 — 18 000 рублей. Теперь цены на кроссовер в комплектации Scout стартуют от 2 207 000 рублей. Популярный в России лифтбэк Rapid «подрос» на 8000 рублей во всех комплектациях.
Lexus: премиальный японский бренд значительно поднял стоимость гибридных моделей. Так, цена RX 450h в комплектации Premium увеличилась на 183 000 рублей. RX 350 в комплектациях Premium и F Sport Luxury подорожал на 22 000 рублей.
Lifan: автомобили самой популярной в России китайской марки подорожали на 4-5% (30 000 — 40 000 рублей). Так, цены на кроссовер Lifan X60 2018 года теперь начинаются от 734 000 рублей. Седан Murman прибавил в цене 40 000 рублей — до 989 000 рублей.
Honda: японский производитель поставляет лишь одну модель на российский рынок — кроссовер CR-V, и тот не избежала подорожания. Средневзвешенный рост цен на все комплектации составил 4,27%. Так, «базовая» Honda CR-V Elegance обойдется в 1,8 млн рублей. Изменение цен произойдет 1 февраля текущего года.
Datsun: 1,1-1,6% удорожание затронуло линейку моделей on-Do и mi-Do. Рекомендованные розничные цены на машины 2018 года увеличились на 7 000 рублей. Так, минимальная стоимость Datsun on-Do в комплектации Access теперь составляет 451 000 рублей.
Факторы роста
За год автомобили в России могут подорожать на 5-7% — такого мнения придерживается директора «Автостата» Сергей Целиков. Это произойдет из-за увеличения ставок утилизационного сбора на 15-17% и повышение акцизов на машины, мощностью свыше 200 л.с.
Последнее можно трактовать как скрытую модификацию налога на роскошь, так как затрагивает оно, в основном, дорогие машины. Хотя и бюджетные марки предлагают 200-сильный автомобили, например — Kia Soul 1.6 T-GDI DCT.
Если в 2017 году размер акциз составлял 84 000 рублей, то в этом году придется доплатить уже 142 000 рублей.
Что касается утилизационного сбора, то его размер будет зависеть от множества факторов — объемов производства, экологичности транспортного средства, импорта, и так далее.
Согласно информации «Коммерсанта», на автомобили с объемом двигателя до 1 литра сбор вырастет на 16%, для 1-2-литровых — на 90%, 2-3-литровых — 49%.
В январе Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) впервые за свою историю не смогла дать годовой прогноз по российскому авторынку – как раз из-за неопределенности с размером утилизационного сбора.
Источник: https://www.forbes.ru/biznes/356309-ceny-rastut-vmeste-s-rynkom-avtomobili-podorozhavshie-v-yanvare